Заразить любовью

Фото

Фридман Л.

Заразить любовью

Наш (мой и моей сестры) отец был математиком, и поэтому я был убежден, что жизнь нужно посвятить математике. Оказавшись в Сам ГУ, я сразу начал искать научного руководителя. В то время в СамГУ не было ни одного доктора наук, и преподавательский состав состоял из доцентов без своего научного направления, приехавших в Куйбышев за квартирой, или свежезащитившихся аспирантов. Поэтому этот вопрос был очень актуален.

Я увидел ВВ в первый раз 1-го сентября 1972 г., когда он прочел нам первую лекцию по дифференциальным уравнениям в СамГУ. Был виден драйв человека, поистине влюблённого в математику. И я сразу понял, что он – человек, способный повести за собой. Потом начались семинары, и я сделал мою первую курсовую по интегральным неравенствам.

В нашей семье был образ математика-педагога, счастливого от того, что он мог объяснить другим красоту элементарной и вузовской математики. ВВ показал нам главное – образ счастливого математика: ученого и человека. В нём любовь к математике и любовь к Софии Олеговне сочетались очень органично. Это позволяло ему жить абсолютно открыто.

Тогда я понял, в чём счастье математика – это счастье жить любовью и уметь заражать ею.

Принципы организации семинара

  1. Радоваться красоте как ребёнок. Научить студентов
  2. Главное орудие изучения математики и воспитания студентов у ВВ был семинар. Это было в точности местом, где он нас учил радоваться каждому маленькому математическому факту. Каждой красивой теоремке он радовался как ребёнок. И нас научил.
  3. Давать высказаться всем
  4. Когда один из нас делал доклад, ВВ давал и обязывал высказаться каждому из нас. Это позволяло ВВ добиваться двух целей: чтобы мы «не спали» на семинаре и формировать своё мнение ему самому.
  5. Семинар – это лучший метод обучения его руководителя
  6. Очень часто ВВ просто просил рассказать свежие статьи и книги. Их обсуждение помогало ВВ быстро входить в новые темы.
  7. Развивать интуицию
  8. Главное, что нам показал ВВ в ходе семинаров, - это роль интуиции в математике. Не зная всех деталей доказательств, руководитель семинара, благодаря своей наработанной годами интуиции выносит суждение о результате.

Много лет спустя я начал работать в Мексике в аналогичной сфере, и я пытаюсь копировать его стиль.

Лифт (наука мотивировать)

Будучи строгим к нам, ВВ нас сильно критиковал, но всегда заканчивал беседу на мажорной ноте, и это мотивировало продолжать работу.

ВВ любил работать с нами дома. Я отдаю должное Софии Олеговне, которая всегда принимала нас как желанных гостей, хотя активно работала сама.

ВВ всегда был строг к тому, что я ему приносил. Однажды я, наконец, ему принёс то, что мне казалось важным. Он так обрадовался, что сразу обрисовал мне, как я могу развить этот результат. Когда мы закончили, я вышел из квартиры № 17 и вызвал лифт. Спускаясь с пятого этажа, я понял, что может получиться ещё более красивый результат, и подпрыгнул от радости. Я весил тогда около 100 кг, и, естественно, лифт сломался. Меня долго оттуда вызволяли старушки-лифтёрши, но, думаю, ВВ так об этом и не узнал.

ЧЕРНОВЦЫ (или кое-что из психологии, или как надо готовить студентов (студенток))

В 1984 г. ВВ занимался теорией интегральных многообразий для систем с запаздыванием, и полученные результаты были очень близкими к интересам профессора В.И. Фодчука из Черновиц. В это время моя сестра Эмилия готовила к защите диссертацию по этой тематике, и нужен был компромисс. Тогда ВВ сказал Эмилии, что она должна ехать в Черновцы и сделать там доклад на семинаре. Я, как старший брат, был обеспокоен и попытался убедить его поехать вместе с сестрой. Он мне спокойно сказал: «Не волнуйся! Она настолько хорошо подготовлена, и результаты настолько сильные, что через 10 лет они её будут цитировать как классика. Она победит!»

В конце 90-х я вспомнил эту историю. В 1998 г. Клаус Шнайдер (Берлин, Weierstraß-Insitut für Angevandte Analysis und Stochastik) устроил семинар по теории сингулярных возмущений. Туда приехал один из учеников профессора Фодчука. Весь его доклад был построен на обобщении результатов моей сестры.

Сухое трение (давать студентам темы, которые закрывают целое направление в науке)

В 80-м году, после того, как я вернулся из армии, ВВ – новоиспеченный доктор наук, пригласил меня на школу Института механики МГУ, сказав: «Послушаем и найдем тебе новую тему».

В один из дней другой новоиспеченный доктор, профессор Самсонов, пригласил ВВ в сауну. Вернувшись, ВВ сказал: «Ну, вот тебе и тема. Будешь заниматься сингулярно возмущенными системами с сухим трением». Он мне объяснил, что это задача интересна для математиков и механиков одновременно, потому что классическая теория сингулярных возмущений для них не работает, а в механике только такие системы и бывают. Более того, он сказал: «Это задача для такого амбициозного парня как ты».

Только это и было надо. Потом оказалось, что эта задача была гораздо важнее для теории управления.

Прошли годы. Решая эту задачу, я стал кандидатом и доктором наук, а работы по этой теме имеют более 1000 цитат. И теперь, когда меня спрашивают, чем я занимаюсь, я в шутку отвечаю, что занимаюсь задачей о сухом трении в сауне.

Главный вывод, который я сделал для себя из этой истории. Когда предлагаешь студентам тему диссертации, нужно объяснять, что они могут сделать серьёзный вклад в науку. А с деталями студенты разберутся сами.

Красота и везение

Однажды в начале 90-х Клаус Шнайдер пригласил в Берлин Вадима Васильевича и меня одновременно. Естественно, мы каждый вечер гуляли и говорили. Он меня начал подробно расспрашивать о моих делах и результатах.

Когда я ему рассказал результаты, он мне сказал: «Ой, как красиво! Как тебе повезло!» Я обиделся: ведь многие пытались, а получилось только у меня! А он говорит: « Ты обязательно должен об этом написать книгу и докторскую диссертацию. Но тебе повезло, потому что у задачи нашлось такое изящное решение. Когда задача, которой занимаешься, имеет изящное решение, это большое везение».

Leonid Fridman - Profesor, Departamento de Control, División de Ingeniería Eléctrica, Facultad de Ingenieria, UNAM , Mexico